Тенденция — это направление, в котором мода только начинает разворачиваться.
До середины XIX века модные тенденции устанавливались высшим обществом, знатью, богатыми и сильными мира сего. Все изменилось в 1858 году, когда Чарльз Фредерик Ворт открыл бутик, в котором продавал вещи собственного дизайна. Это был первый в истории Дом моды с личным, узнаваемым стилем, где сам дизайнер использовал свое влияние на формирование новых тенденций. С того момента и до первой половины XX века дизайнеры стали определять все: длину юбки, цвет, аксессуары, прически. Каждая уважающая себя дама не осмелилась бы появиться в свете в юбке не той длины или без нужных аксессуаров. Во второй половине XX века мода от кутюр смешалась с уличным стилем, и люди получили большую свободу в выборе стилей и дизайнеров. Сегодня законодателями моды могут быть люди, которые сами добились статуса суперзвезды или celebrities (избранные, привлекающие к себе общественный интерес).
Тренд — чистая коммерция, то есть то, чем тенденция становится через два года.
Путь, который проходит тренд, начинается с производителей волокон. Они решают, из какого материала через несколько лет будет изготавливаться одежда. Затем к ним присоединяются специалисты, занимающиеся прогнозами, улавливающие будущее в настоящем: начиная с цветовой гаммы и завершая новыми социальными и личностными характеристиками. Их называют тренд-сеттерами (тренд-кетчерами, тренд-вотчерами, тренд-спотерами, форега-стерами и др.).
После изучения волокон и прогнозов наступает время, когда собираются «тканевики». Дизайнеры посещают тканевые выставки, где просматривают всю продукцию, которую предлагают фабрики, для того чтобы понять, с чем им предстоит работать. И лишь потом решают, как привести уже сложившийся наполовину тренд в соответствие с тем, что вдохновляло их в последнее время.
Творчество стало слишком субъективно, чтобы на него полагаться в таком большом бизнесе, как производство одежды. Мода — это индустрия, в которой вращаются существенные деньги, и попусту рисковать ими никто не хочет. Если то, что предлагают дизайнеры, не найдет отклика у потребителей, то производитель понесет убытки вплоть до разорения. Так что все дизайнеры стараются минимизировать риски, и большую часть коллекции делать с таким расчетом, чтобы попасть в ожидания публики.
Созданные коллекции дизайнеры представляют на Неделях моды, где подключаются баеры. Это закупщики, которые в рамках своей страны и потребительской аудитории определяют, что из подиумных предложений может быть куплено и в каком количестве.
Период жизнедеятельности модного тренда — это целый процесс, который начинается с первой презентации, перерастает впоследствии в массовую популярность и затем переживает спад и становится demode (устаревшим).
И снова наступает новый цикл. Чтобы нам было проще переварить новшество, первые трендовые вещи ничем не усложняются. Однотонный материал, минимум деталей, простое цветовое решение. Как правило, внедрение нового тренда происходит в осенне-зимний период, в последующий весенне-летний новый тренд повторяется в более светлых и легких тканях. В последующие сезоны трендовые вещи усложняются функциональными и декоративными деталями, на их основе делаются разные образы, вводится многоцветье, и финальный этап, показывающий, что тенденция уходит, — это пестрые, маскирующие силуэт ткани. Кардинально формы и пропорции актуального силуэта меняются раз в несколько лет. Безусловно, основные признаки времени кроются в деталях. Их ни в коем случае нельзя пропустить. Именно они делают гардероб оригинальным и по-настоящему модным.
Мода на одежду сменяется довольно часто по сравнению с другими областями жизни. Это легко объяснимо — одежда сравнительно быстро приходит в негодность, стоит не слишком дорого, а еще потребность в одежде охватывает 100% населения Земли. Есть и психологический фактор смены тенденций — это смена поколений, и желание молодежи отличаться от «предков». Все это в совокупности и порождает смену тенденций, а механизмы социальных маятников создают феномен «возвращения хорошо забытого старого».
Источник: «Маленькие секреты большого гардероба», Н. Найденская, И. Трубецкова, 2013